[29.09.14]

Совершенствуя навыки пользования релизом для лука (4)

Тренажер, имитирующий  лук, должен иметь длину растяжки, соответствующую физическим параметрам ученика. Это делается для того, чтобы при  полной растяжке его стойка оставалась правильной. Настоящий лук ученика необходимо настраивать таким же образом. Правильная стойка позволяет вашему ученику в максимальной степени задействовать свои ромбовидные мышцы. Правильное положение тела приводит к правильной работе мышц тела, что в свою очередь способствует развитию правильной техники работы с релизом.
Вам, возможно, придется продемонстрировать, как следует использовать релиз, показав это с помощью тренажера для стрельбы из лука, и то, как его кабель выбрасывается вперед на пару метров, когда срабатывает релиз. Большинство из моих учеников сталкиваются с трудностями, не понимая, что дальше делать с тетивой. Обычно после первых нескольких попыток она просто обвивается вокруг руки. Напомните своему ученику, что когда он  становится в стойку и выполняет упражнение по растяжке тетивы, где используются мышцы спины,  необходимо воспроизводить усилие удержания лука, равное 15-18 фунтам (примерно 7,5-9 кгс). Большинство стрелков забывает сделать это.  Вот где окажется полезен тренажер «Firing Line».
Стойте позади вашего ученика, у его локтя, чтобы подправлять его действия. Прикоснитесь к области ромбовидных мышц на спине ученика и потяните его за локоть так, чтобы помочь вращению локтя. Добейтесь, чтобы ученик понял, как это делается. Следует повторить это упражнение (с вашей помощью) 10 и более раз – до тех пор, пока не убедитесь, что ученик делает все правильно. Отправьте его домой потренироваться в течение еще нескольких дней и даже недель. Делать от десяти до двадцати выстрелов во время каждой из четырех ежедневных тренировок – отличный способ перестроить заново мозг и тело. Скажите ученику, что не стоит делать все 80 выстрелов за одну тренировку, поскольку он научится намного большему за первые несколько выстрелов, произведенных в течение каждой из четырех тренировок, чем за последние 60, сделанные в ходе одной, но длинной тренировки.
Ученику не следует стрелять из настоящего лука до тех пор, пока он не придет на вторую тренировку.  Надо буквально сопровождать каждое его действие, когда он стреляет из лука с использованием динамического релиза. Первый выстрел должен быть произведен под вашим непосредственным руководством и в правильной стойке. Помните, что у этого стрелка уже неверно построена работа сознания, поэтому ему сейчас нельзя доверять стрелять самостоятельно. Я говорю это серьезно, не имея в виду ничего дурного. У него есть серьезная проблема и чтобы ее решить, необходимо детально следовать указанной программе безо всяких исключений.
Если ваш ученик окажется слишком нетерпеливым, напомните ему, что именно использование прежнего релиза стало этому причиной. Прошло несколько месяцев, прежде чем он очутился в том затруднительном положении, в котором находится. И понадобятся месяцы, прежде чем он сумеет выйти из него. Заставьте его написать тысячу раз: «Терпение – настоящая добродетель». (Это  я пошутил). Сделайте все, чтобы поощрить терпение в вашем ученике.
ШагVIII.Урок номер два должен начаться с рассмотрения того, как работает тетива. В этом месте ученик должен контролировать релиз и запускать тренажер для стрельбы на несколько футов при каждом выстреле, но вам для уверенности следует добиться того, чтобы он произвел, по крайней мере, десять выстрелов. Если он нуждается в некоторой помощи, помогите ему.
В этом месте переключите студента на его реальный лук и набор стрел. Ему это должно быть несложным, если он выполнял тренировочный план. Подавляющее большинство моих учеников говорило мне, что управляться с настоящим луком даже проще, чем с тренажером. Я соглашусь: настоящий лук создает усилие, которому ученик должен по-настоящему противостоять, в то время как с тренажером приходится лишь имитировать это усилие.
В данной ситуации правильная стойка на полной растяжке лука – безусловное требование. Если длина растяжки лука не позволяет ученику встать в стойку, лук следует отрегулировать. Я обнаружил, что добрых 70% лучников, с которыми я работал или которых видел на соревнованиях, стреляют из слишком коротких для них луков и поэтому  не могут в должной мере перенести силу удержания лука на мышцы спины и, следовательно, действуют малоэффективно и стреляют из неправильной стойки.
Теперь помогите ученику сделать ему первый выстрел из настоящего лука. Подойдите поближе к блоку мишени, снимите с него лист с кругами. С лука снимите прицел. На самом деле, будет даже лучше, если во время этих первых выстрелов ученик закроет глаза и сконцентрирует свое внимание на мышцах спины. Ему необходимо сосредоточить усилия на процессе, а не на результате стрельбы. Помните, сосредоточение на результатах является главной и основной причиной ментальной дисфункции стрелка.
Подчерните следующее:
1) Правильная постановка рук.
2) Поднимаем лук.
3) Растягиваем.
4) Становимся в позицию полной растяжки лука и продолжаем переносить удержание.
5) Расслабляем кисть руки, выполняющей удержание, но держим пальцы равномерно напряженными.
6) Переносим удержание с предплечья на мышцы спины.
7) Еще больше сокращаем ромбовидные мышцы.
8) Медленно вращаем локоть.
Еще раз трогаем область ромбовидных мышц на спине стрелка и направляем его локоть так, чтобы он правильно вращался вокруг плечевого сустава. Заставьте ученика думать о вращении плеча посредством сокращения мышц спины.
Двадцать выстрелов, сделанных под вашим руководством, должны позволить стрелку работать дальше самостоятельно. Если этого не произошло, направляйте его дальше до тех пор, пока он не поймет, как и что делать. Отойдите в сторону и попросите ученика сделать еще 20 выстрелов самостоятельно.
Когда вы вновь подойдете к ученику, пусть он сделает еще несколько выстрелов, а вы проверьте, как он стреляет.  Когда вы убедитесь, что тот все делает правильно, отправьте его домой с заданием потренироваться стрелять с закрытыми глазами на ближней дистанции.
ШагIX.   Дома ученик должен тренироваться в стрельбе по блоку мишени без листа. Расстояние от мишени должно составлять 3-5 ярдов. Последовательность выстрелов должна быть следующей:
Тренажер = 10 выстрелов с закрытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = 20 выстрелов с закрытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = 5 выстрелов с открытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = 10 выстрелов с закрытыми глазами.


 

Последний шаг – это перестройка работы сознания лучника относительно стрельбы с релизом состоит в том, чтобы дать ему лук со стрелами. Начните стрельбу без мишени и велите ученику стрелять с закрытыми глазами в течение первых нескольких дней. Затем попросите его стрелять с открытыми глазами и в конце концов пусть он стреляет по мишени с близкого расстояния. Процесс преодоления плохих привычек, формировавшихся годами, – очень длительный и небыстрый.

Ежедневная практика стрельбы с помощью тренажера должна стать обязательной в течение нескольких последующих месяцев. В действительности, ученик должен проделывать ее постоянно, чтобы корректировать взаимодействие работы мышц и сознания.
Шаг X. Со временем в процессе тренировки ваши ученики должны начать перемещаться относительно мишени. Последовательность действий должна быть следующей:
Тренажер = 5 выстрелов с закрытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = 5 выстрелов с закрытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = 5 выстрелов с открытыми глазами.
Настоящий тренировочный лук = от 10 до 20 выстрелов по мишени с 10 м.
Настоящий тренировочный лук = 5 выстрелов с закрытыми глазами.
Тренажер – продолжайте стрельбу 3-6 раз в день ежедневно.
Когда ученики приходят к вам на тренировку, понаблюдайте, как они стреляют с дистанции в 10-20 м. Если они пытаются «дергать» релиз в ходе последовательности с вращением локтя, это обязательно проявиться. «Дерганье» является признаком либо слишком «раннего» обращения к релизу, либо непрестанной нетерпеливости вашего ученика.
Установите релиз на еще большее усилие спуска, чтобы требовалось произвести большее вращательное движение для его запуска. Заставьте ваших учеников работать более напряженно и более медленно. Если они просто нетерпеливы, верните их обратно к стрельбе без мишени и с закрытыми глазами. У некоторых людей на то, чтобы справиться с укоренившимся нетерпением, проявляющимся при стрельбе по мишени, уходят многие недели. Вот где может оказаться полезным тренажер для стрельбы из лука при условии ежедневной многоразовой тренировки.
В конце концов в ходе ваши ученики тренировок должны постепенно начинать стрелять  по мишеням различных типов. Все выстрелы должны проделываться с помощью динамического релиза! Каждая стрелковая сессия должна начинаться со стрельбы  с закрытыми глазами, так чтобы постоянно воссоздавать правильную связь между мышечным и мыслительным аппаратом, которая необходима для производства выстрела.
ШагXI.  Мой ученик, Рон Мэрфи, напряженно работал с ноября по июль прежде чем задумался о переходе на стрельбу с релизом, более подходящим для охоты. Я ни в коем случае не собирался делать так, чтобы он вновь стал пользоваться тем релизом, с которым стрелял прежде. Ему был нужен релиз, который бы ощущался в руке точно так, как динамический релиз. Мэрфи нуждался в релизе, спускаемом мизинцем.
Релиз, спускаемый мизинцем, требует приложения минимального количества сознательного управления пальцами при стрельбе.  Во время растяжки, а также во время прицеливания и удержания растяжки мышцами спины он заставляет держать его рукоятку всеми пальцами. В этот момент напряжение мышц спины, которое следует за усилением давления пальцами, приведет к спуску релиза. Напряжение в первых четырех пальцах руки станет причиной того, что мизинец тоже будет напрягаться. К сожалению, в настоящее время существует не так много релизов, спускаемых при помощи мизинца. Их продажи не настолько велики, чтобы производители были заинтересованы в их выпуске. 
По этой причине вы можете рекомендовать вашим ученикам охотиться с динамическим релизом «Sweet Spot». Это удалось многим охотникам, имевшим проблемы со страхом перед выстрелом.
Важно, чтобы ваши ученики следовали процедуре, описанной в шаге VIII представленной программы. Они должны продолжать использовать ту же самую последовательность в стрельбе с помощью релиза, спускаемого мизинцем, какую они применяли в работе с динамическим релизом. Также им  следует продолжать практику стрельбы с закрытыми глазами. 
Никогда не отказывайтесь надолго от динамического релиза. Стрельба с его помощью стать быть составной частью каждой тренировки, чтобы ваш ученик сознательно обращался к процессу управления мышцами спины. Нежелание следовать этому указанию приведет к рецидиву страха перед выстрелом и всю работу можно будет начинать заново. Лучше сделать все правильно с самого начала.

Заключение
Справиться с ментальным компонентом страха перед выстрелом всегда непросто; у вашего ученика уйдет несколько месяцев, прежде чем он научится справляться с ней. Программа тренировок, представленная в данной статье, работает, поэтому самой большой задачей для стрелка, испытывающего  страх перед выстрелом, будет тот же серьезный вопрос, который встает перед всеми спортсменами: хотите ли вы перестать быть тем, кто вы есть, чтобы стать тем, кем вы можете стать? Как было сказано выше, данная проблема нарастала в течение долгого времени, поэтому потребуется немало времени для ее разрешения. Ваша работа как тренера состоит в том, чтобы поддерживать мотивацию в себе и в своем ученике и следовать программе наработке навыков стрельбы с релизом потому, что данная программа работает.

1 << 2 << 3 << 4

Перевод А. Симакова
© 2014. Все права защищены.
Любое копирование материалов сайта только с согласия администрации сайта www.archery-